На неделю

Прага. Одного раза точно мало…

Прежде чем рассказать об отпуске в Чехии, небольшая вводная. Отдыхать ехали двое, обоим по 27. Один мечтал попробовать настоящего пива, вторая – увидеть настоящую Европу. Ехали в середине ноября, потому что отпуск так выпал. Ехали из Калуги (200 километров от Москвы), потому что живут там. В общем, ехали мы с женой. А теперь о поездке.

Как мы планировали свою поездку

Свои отпуска мы предпочитаем планировать заранее, поэтому уже в августе-сентябре засели за компьютер в поисках подходящего тура на ноябрь. Оказалось, что в Чехию можно поехать на любое количество дней, и фиксированных туров, по сути, нет. Исходя из наших финансово-временных возможностей, мы решили остановиться на 6 днях.

Отель тоже искали сами: по сайтам туроператоров, просто по поисковику и по сайту Top Hotels. В конечном счете, остановились на 4-хзвездочном отеле Noir на улице Legerova – понравился интерьер, недавний ремонт (если верить описанию) и, конечно же, расположение. Наша гостиница оказалась в 5-7 минутах неспешного хода от одной из главных площадей Праги – Вацлавской. Можно сказать, жили мы в центре.

Со всеми своими пожеланиями мы пришли в турагентство, где просто сказали: «отвезите нас сюда». Сотрудники агентства занялись оформлением визы, билетов, бронированием номера, в общем технической работой. На двоих заплатили чуть больше 40 000 рублей, а взамен получили оформленную без лишних движений визу, страховку, билеты на самолет компании «Трансаэро» (причем на рейс в Прагу нас даже зарегистрировали в агентстве), групповой трансфер из аэропорта и в аэропорт от туроператора «Библио-глобус» и ваучер на проживание в центре Праги. Уф… Можно лететь.

Сразу оговорюсь. В Прагу летает и «Трансаэро», и «Аэрофлот». (Может и еще кто-то, но мы других не рассматривали.) Аэропортов приема два: «Аэрофлот» летает в саму Прагу, «Трансаэро» — в небольшой городок Пардубице в 2 часах езды автобусом от столицы Чехии. Однако цены на «Аэрофлот» оказались чуть ли не на 10 000 рублей с человека больше, поэтому мы выбрали Пардубице, тем более, что трансфер все равно есть, и как попасть в отель – голова болеть не будет.

На тот момент, когда мы покупали тур, в расписании «Трансаэро» стоял всего один регулярный рейс в Чехию, но ближе ко дню вылета появился второй. Разница по времени между двумя бортами была около 2 часов. Чтобы заблаговременно, а не за несколько дней узнать, каким именно рейсом вы летите, у «Трансаэро» есть услуга «конкретизация рейса» — платная, 30 евро с человека. Ее мы проигнорировали и доверились случаю. В итоге попали на более поздний самолет – в 12.25 из Домодедово. Но нам это даже было на руку – к полудню нам было удобнее добраться в аэропорт из Калуги. И как оказалось, нам ооооочень повезло.

Страсти в воздухе и на земле

Когда мы приехали в Домодедово, выяснилось, что предыдущий борт задержали, и он будет вылетать через 10 минут ПОСЛЕ нашего. Мы же взмыли в небо точно по графику. Но уже скоро и мы узнали, почему не выпускали первый рейс. Над Прагой и окрестностями, в том числе и Пардубице, стоял густой туман. Мы долетели до места назначения, но не сели.

Пока кружили в небе — пилоты решали, что делать (это заняло около часа), и в итоге нас направили на запасной аэродром – в Вену. Там мы еще два часа сидели в самолете на полосе, пока представители авиакомпании думали, как быть и слушали прогнозы погоды. Кстати, с нами в столицу Австрии прилетел и второй борт из Домодедово, и рейс из Санкт-Петербурга.

На полосе в Вене
Сидим на полосе в Вене

Совещание представителей «Трансаэро» закончилось тем, что всю эту «почтеннейшую публику» загрузили в несколько автобусов и уже по земле мы поехали в Пардубице. Там нас пересадили в автобусы туроператора и уже на них повезли по отелям. В итоге в гостиницу мы прибыли в час ночи по-местному (разница с Москвой в зимнее время -3 часа, летом -2). С заселением проблем не возникло, мы быстренько получили ключи и поднялись в номер.

Номер в отеле
Номер в отеле Noir

Ожидания отель оправдал: номер большой, чистый и комфортный, вода есть, свет есть, тепло есть. В общем, нам придраться было не к чему, да и не ставим мы перед собой таких целей. По-быстрому раскидав вещи, мы легли спать, потому что уже ранним утром у нас был запланирован выезд на первую экскурсию.

Экскурсии из Праги

Об экскурсиях и просто прогулках буду рассказывать по порядку, но сначала еще одна мини-вводная.

В процессе подготовки к отъезду мы нашли компанию «Cool tour agency». Эта фирма занимается экскурсионным обслуживанием в Чехии, и у нас сложилось ощущение, что они ориентированы именно на русских туристов. У них довольно удобный сайт с понятной навигацией и подобрать себе экскурсии не составит проблем. Плюс – приятный бонус – если вы наберете экскурсий больше чем на 200 евро, вам предлагают подарок от фирмы. Список возможных презентов есть там же на сайте.

Сайт «Cool tour agency» можно использовать просто как информационный ресурс, а можно и прямо там забронировать себе понравившиеся экскурсии. Это особенно актуально в отношении туров в другие города, типа Вены, Дрездена или Мюнхена – туда ездят 1-2 раза в неделю и места быстро заканчиваются.

При заказе туров и экскурсий через интернет никакого риска нет — предоплату в фирме не берут, наоборот предоставляют скидку 5%. При оформлении заказа в сети Вы указываете удобное время и место для встречи с курьером компании. Он привозит все документы на экскурсии и подарки (если вам они положены), а вы с ним расплачиваетесь.

Сложностей не возникло даже в нашей ситуации с сильной задержкой рейса. Мы созвонились с оператором «Cool tour agency» и просто перенесли встречу. В итоге за экскурсии мы расплатились уже перед выездом в первый тур, а подарки нам в течение дня доставили на ресепшн отеля.

Ну, а теперь, что касается собственно экскурсий. В «Cool tour agency» мы приобрели поездку в Мюнхен (Германия), пешеходную экскурсию по Праге и «2 в 1» — поездку в замок «Глубока над Влтавой» и посещение города-замка «Чешский Крумлов». И до кучи, уже у своего туроператора купили пешеходную экскурсию «Мистическая Прага». В итоге на двоих на все поездки-походы мы потратили около 350 евро.

Из Чехии в Германию и обратно

Первым в нашем графике стоял Мюнхен. Туда мы отправились уже на следующий после прилета день. Оказалось, что в группе всего 8 человек и, по сути, экскурсию можно было расценивать как индивидуальную. Автобус у нас тоже был небольшой – минивен Фольскваген. Все прекрасно разместились и с комфортом проделали примерно 3,5 часовой путь в Германию.

В Мюнхен из Праги
Поездка В Мюнхен из Праги

Гидом в этой поездке был сам водитель, но этот факт ни на минуту не испортил поездку. Машину он вел очень аккуратно (мы сидели на передних сидениях и могли оценить) и попутно всю дорогу рассказывал о местах, которые мы проезжали или вообще об истории Чехии и Германии. Материалом он владел отлично, речь была грамотная. Это можно сказать обо всех гидах «Cool tour agency», с которыми нам довелось столкнуться. И еще один момент, который приятно порадовал – наши гиды были не чехами, знающими русский, а русскими, для которых наш язык – родной. Те, кто бывал за границей на экскурсиях, разницу оценят.

Виды Мюнхена
Мюнхенские виды

В Мюнхене мы остановились на небольшой улочке в центре города и дальше пошли гулять пешком. Гид провел нас по нескольким площадям, мы зашли в пару костелов, просто прошлись по улицам – все это естественно с рассказами и комментариями, но я не буду пересказывать текст.

Во-первых, у меня так хорошо не получится, а во-вторых, зачем отбирать хлеб у профессионалов. Вся прогулка заняла около 2 часов, а потом у нас было почти 3 часа свободного времени. Гид показал нам несколько хороших пивных, чтобы мы могли оценить немецкую версию этого напитка, а еще указал несколько направлений, куда тоже можно прогуляться в самостоятельном режиме.

Парк
Парк в Мюнхене

Мы зашли в пивной дом «Хофбройхаус» (нем. Hofbräuhaus). Здесь бывали Ленин, Маркс, и именно здесь Гитлер объявил о создании своей партии. И все это только в 20 веке, а вообще заведение открылось в 1607 году. В общем, легендарное местечко. И что мне понравилось больше всего – здесь царит ТА САМАЯ АТМОСФЕРА баварской пивной, которая знакома по рекламе и кино. На 30 евро на двоих мы выпили по кружке пива и закусили крендельками и фирменными колбасками.

Пиво
Разливное пиво в Хофбройхаусе

А после обеда пошли гулять в автономном режиме. В тот день в Мюнхене было солнечно и около ноля градусов. Город уже украшали к Рождеству, и мы вдоволь полюбовались всякими звездами, веточками, венками, гирляндами и т.п., зашли на базарчик, где продавалась куча предновогодних аксессуаров (правда, там просто носом поводили), купили на улице кулек орехового ассорти в сахаре, запаслись магнитиками и напоследок отправились в своего рода парк или сквер, где даже понежились на ноябрьском солнце и послушали музыку уличного оркестра.

Рождественский базар
Рождественский базар в Мюнхене

Впечатления от этой поездки были самые приятные. И даже тот факт, что за двое суток мы поспали всего 3-4 часа, не давал себя знать.

Первый чешский ужин

Вернулись в Прагу мы около 8 вечера, зашли в отель переодеться и отправились ужинать. Буквально через дорогу от нашего «Нуара» есть кафе «Легенда». Его мы тоже нашли в интернете, в отзывах посетителей много позитива, поэтому решили оценить сами.

В итоге можем добавить и свои «5 копеек» в копилку положительных комментариев. Цены приемлемые, кухня неплохая, персонал вежливый, понимают русский, есть меню на разных языках, в том числе и на нашем. Невысокий ценник характерен для большинства кафе Праги.

К примеру, полулитровый бокал пива стоит примерно 60 чешских крон (с рублем они соотносятся 1кр. = 1,6 руб.). Ну и вполне логично, что в центре может быть дороже, на окраинах дешевле.

Знакомство с Прагой

На следующий день мы, наконец, увидели саму Прагу. У нас были запланированы две пешеходные экскурсии – одна ознакомительная с городом, вторая – «Мистическая Прага». До их начала мы прогулялись до обменного пункта и наменяли евро на местные кроны. Кстати, тема денег тоже достойна отдельной остановки.

Валюта Чехии

Чехия хоть и входит в Евросоюз и зону евро, но основной валютой здесь является местная крона. Справедливости ради скажу, что рассчитаться можно и единой европейской, и долларами, и во многих местах карточкой, но в этом случае Вы гарантированно попадаете на переплату из-за невыгодного курса при прямом пересчете. Для русских туристов рекомендация такова – меняйте в России рубли на евро, отправляйтесь в Чехию и там меняйте евро на местные кроны.

Но и тут не все так гладко. Обменные пункты даже в официальных банках работают весьма хитро – на табло может гореть очень выгодный курс, но в нем не указывается комиссия или не прописано условие, что этот курс актуален только в том случае, если Вы меняете не менее 500 евро.

Совет: если идете в обменник, не стесняйтесь задавать конкретный вопрос: «хочу поменять 100 евро. Сколько получу крон?» Ответ Вам покажут на мониторе калькулятора, и Вы уже сможете решить – соглашаться или нет.

Какой курс более или менее выгоден, можно узнать во время трансфера из аэропорта у сопровождающих. Они же могут посоветовать выгодные обменные пункты. Нам, например, подсказали две точки, которые держат арабы. Они расположены в 2-3 минутах ходу от Вацлавской площади на улице политических заключенных. Там действительно был самый выгодный курс.

Пешком и на колёсах по пражским достопримечательностям

Теперь вернемся опять к экскурсиям. Первая – пешеходно-автобусная – была обзорной от «Cool tour agency». С гидом мы встретились около Национального музея на Вацлавской площади — одно из главных мест встречи экскурсионных групп самых разных агентств.

Наша группа вновь была небольшой – всего 6 человек – и мы гарантированно все слышали и все видели. Примерно 1,5 часа мы гуляли по окрестностям Вацлавской площади, потом около получаса покатались по городу в минивене. Затем мы пешком прошли по Еврейскому кварталу, послушали легенду про пражского голема и вышли на Староместскую площадь – туристический центр города.

Староместская площадь
Староместская площадь со смотровой площадки над часами

Здесь расположены несколько костелов, памятник Яну Гусу и главные часы Праги. В полдень на них начинается представление – фигурки на башне начинают двигаться, и в это время на площади одновременно собирается, пожалуй, максимальное число туристов.

Главные часы Праги
Главные часы Праги на Староместской площади

Затем мы вновь сели в микроавтобус и отправились на другой берег Влтавы в Пражский Град – действующую резиденцию чешских монархов и президентов. Здесь мы прогулялись по территории и зашли в собор Святого Вита. Все это входило в основную плату за экскурсию, но в соборе можно купить билет и пройти уже в платную часть костела.

Есть на территории Пражского Града и еще пара платных мест. Туда так же можно купить билет и побродить, но в экскурсию они не входят. Это уже для тех, кто хочет вернуться и погулять сам.

На этом обзорная экскурсия закончилась. Нас вновь посадили в автобус и привезли на Староместскую площадь. По дороге гид развлекал нас особенностями чешского языка для русского слуха. Например, если в Праге вас назвали «ужасной тварью», то это комплимент. В переводе фраза звучит как «прекрасный образ» или «прекрасное лицо». Кстати, девушкам не стоит обижаться и на «жабку» — это тоже комплимент: «молодая, красивая девушка». Молодым людям в Чехии тоже расслабляться не стоит, ведь вас легко могут окликнуть словом «падла».

А это всего лишь аналог русского «парень/молодой человек». Если на улице вы увидели вывеску «потравины», не надейтесь купить здесь подарок для тещи с отравой. Вывески с этим словом обозначают магазин «продукты». Кстати, и в продуктовом Вас тоже может ожидать подвох. Все дело в названии отделов: «фрукты» по-чешски – это «овоце» (весьма созвучно с русским словом «овощи»), а если Вы все-таки ищете помидоры и огурцы, вам нужен отдел «зеленины».

В общем, веселых высказываний много и их нужно оценить самому. На сладкое вот вам еще одна фраза – для чехов вполне мирная, для русских весьма злободневная: «Позор! Полиция ворует!» (А переводиться она на русский: «Внимание! Полиция предупреждает!»)

После первой экскурсии в ожидании вечерней «Мистической Праги» мы отправились просто гулять. Идти можно, куда глаза глядят, потому что Прага – это город-музей. Здесь практически все здания выглядят как в сказке и можно любое разглядывать, фотографировать…

Есть, правда, небольшой подвох – улицы здесь не прямые и не особенно широкие и в их лабиринте можно слегка поплутать, даже с картой. Но заблудиться всерьез, по крайней мере, днем, нереально.

Мы побродили в окрестностях Староместской площади и вышли на Карлов мост. Это полностью пешеходный мост через Влтаву, и он не просто соединяет два берега, а выступает самостоятельной и чуть ли не главной достопримечательностью города.

Карлов мост
Старый Карлов мост

Архитектурно его украшают по всей длине скульптуры, мемориальные таблички и т.п. Со многими связаны легенды и с их помощью можно загадывать желания. Кроме того вдоль всего моста располагаются продавцы сувениров, художники и фотографы, уличные музыканты. И если время позволяет, то только по одному Карлову мосту Вы можете идти не меньше часа.

За рекой, на стороне Пражского града тоже есть куда зайти и на что полюбоваться. Например, музей Кафки, в который мы, правда, так и не пошли. Признаюсь честно, мы вообще не ходили по музеям, ибо решили, что 6 дней — слишком мало, чтобы хотя бы нагуляться по улицам. И именно с улицей связана еще одна достопримечательность того берега – рядом с Карловым мостом находится самая узкая улица Европы. Движение по ней регулирует светофор. В самом широком месте она 82 см, а в самом узком – посередине – всего 58 см.

Широкий проход
Самая узкая улица (самое широкое место)
Узкий проход
Самая узкая улица (самое узкое место)

На этом мы решили остановиться и вернуться к сбору второй экскурсии этого дня. Ведь как я и говорил, чтобы найти дорогу с первого раза пришлось поплутать. Но в итоге мы благополучно и вовремя выбрались к Национальному музею и даже смогли зайти перекусить в весьма милое заведение под названием «Депо».

В нем не очень большой выбор блюд, но есть классный развлекательный момент – по всему кафе проложены рельсы, мостки и переходы, и напитки к столикам развозят маленькие паровозики. Если в вагоне именно Ваш заказ, состав замирает у Вашего столика и дает примерно минуту, чтобы забрать бокалы и бутылки. Если Вы не забрали свой заказ, то ничего страшного – паровоз сделает круг по кафе и вновь приедет к Вашему столику.

Ресторан «Депо»
Изображение: Ресторан «Депо»

Детворе такое развлечение нравится до жути. Даже если паровозик едет не к их столу, сам факт наличия такой игрушки вызывает взрыв радости.

После перекуса мы все же отправились на вторую экскурсию. Ее мы покупали у нашего туроператора (принимающая сторона «European Travel Partner»). Здесь группа была уже большой – около 20 человек. И чтобы всем было слышно гида, нам раздали специальные приборчики – небольшой приемник и наушник.

Экскурсовод ведет рассказ в микрофон, а группа слышит его у себя в ухе. Радиус действия такой штуковины примерно 20-25 метров и можно слушать текст и попутно фотографировать, подробнее рассматривать тот или иной памятник. Такими приборчиками пользуются многие агентства, так что это не эксклюзивная разработка.

Что же касается самой экскурсии, скажу честно – нам не понравилось. Я изначально хотел сходить на этот маршрут, послушать легенды и сказки о пражских призраках, но в итоге разочаровался. Во-первых, довольно своеобразным оказался подбор сказок. Я уверен, что в Праге есть и более интересные легенды, и на рекламных проспектах других экскурсионных бюро предлагались несколько иные маршруты.

Довольно пресной оказалась и подача. Рассказывала гид монотонно, периодически перескакивая с одной сюжетной линии на другую. В трех местах нас встречали «призраки» — актеры, рассказывавшие свои истории. Но точки их появления тоже удивляли – 2 раза из трех это происходило на очень оживленных и ярко освещенных улицах, и налет какой-либо таинственности и мистики улетучивался напрочь.

Плюс ко всему в одном случае девушка-актриса прятала за спиной пакет из какого-то бутика. Видимо в ожидании нашей группы она успела пройтись по магазинам. Она – молодец: совместила приятное с полезным, но лично у меня это вызвало острейшее ощущение самодеятельности на уровне 3 класса средней школы.

В общем, эта экскурсия разочаровала по полной. Мы планируем еще раз поехать в Чехию уже летом, и еще раз пройдемся по «Мистической Праге», но уже с другой компанией. И тогда я смогу сравнить: турбюро халтурило, или я слишком многого хочу.

Замки Чехии

День четвертый у нас был отдан под поездку в замки. В одном маршруте сразу два места: замок «Глубока над Влтавой» и город-замок «Чешский Крумлов». На эту экскурсию мы опять поехали с компанией «Cool tour agency».

И вновь могу сказать, что здесь работа гида была отличной. И материал и его подача понравились на все 100%. В этот раз экскурсоводом была девушка. И она не просто выдавала факты, но еще и обыгрывала их с хорошей долей иронии и сатиры. Кто-то может подумать, что я рекламирую компанию, но я лишь рассказываю о своих впечатлениях. (Споры и комментарии приветствуются.)

Глубока над Влтавой

Наша группа на этот раз состояла из почти 40 человек, и ехали мы на большом туристическом автобусе. До первого замка добирались примерно 3 часа. По мнению моей жены, которая и выбирала эту экскурсию, «Глубока над Влтавой» — один из самых красивых и «воздушных» замков.

Ощущение от фотографий полностью подтвердилось. Еще нам повезло, что в тот день в окрестностях замка было солнечно и это дополнительно усилило эффект от средневековой красоты.

Замок Глубока
Замок Глубока над Влтавой

Единственный минус – в «Глубоке» есть два туристических маршрута: «А» и «Б». Первый – летний, и он проходит по самым красивым «выставочным» залам. Открыт с апреля-мая до октября, иногда до ноября. Все зависит от погодных условий.

А второй путь – немного короче и проходит по так называемым «охотничьим» залам. Хозяева замка увлекались этим видом досуга и повсюду там можно увидеть рога оленей, оружие, посуду, ну и конечно интерьер. Правда, он не такой богатый, как на маршруте «А».

Оказалось, что сезонная смена маршрутов произошла буквально за неделю до нашего приезда, и нам пришлось довольствоваться сокращенной экскурсией. Но хуже от этого она не стала.

Чешский Крумлов

Еще примерно час дороги и мы попали еще в одну сказку. По крайней мере, мне так показалось. Городок-крепость-замок в одном флаконе.

Чумной столб
Чумной столб на центральной площади Крумлова

Причем это не рафинированная достопримечательность, а реальный жилой городок, в котором есть полицейский участок, библиотека, продуктовые магазины, магазины бытовой химии и техники. Там живут и за этой жизнью можно наблюдать и даже в ней участвовать. Мы, например, не удержались и отоварились на местном рождественском базаре.

С гидом мы прошлись по улочкам, узнали историю, полюбовались видами, а затем нас отпустили на обед и свободное время, которого было почти 2 часа. Где пообедать, нам тоже подсказала экскурсовод. В этом кафе подавали «копченое пиво», которое кроме как в Крумлове в Чехии в широкой продаже не встретишь, и настоящий «Будвайзер» (на самом деле это чешская марка и неподалеку от Крумлова стоит ее завод).

Ещё один вкусный пражский ужин

Обратная дорога в Прагу прошла тоже гладко и около 8 вечера мы были в столице. Еще немного побродили, нашли еще один весьма милый ресторанчик «Амбассадор» на Вацлавской площади, который меня пленил огромной порцией свиного колена – 1,3 кг за 360 крон. В

России такой щедрости не встретить. По крайней мере, у нас в Калуге. Ну само Колено (именно так – с большой буквы) – это вообще нечто особенное. На первый взгляд просто кусок мяса на кости, но если приглядеться повнимательнее…

Во-первых, в порции кило триста мяса и все это Ваше, только для одного, себя любимого. Во-вторых, сервируется колено (в зависимости от ресторанов) капустой, маринованными огурцами, маринованным, свежим или поджаренным луком, зеленью, несколькими видами соуса. И в-третьих — вкус.

Там, где нам довелось попробовать колено, его готовили в обсыпке из специй, но не перебарщивали с ними. Кусок колена запекается целиком, и верхняя шкурка может быть или немного хрустящей или наоборот мягкой и будто таять.

Мясо под ней тоже очень нежное и от самой кожицы его отделяет небольшая жировая прослойка, которую можно есть, а можно и нет. Но она тоже весьма приятная на вкус. Ну и плюс ко всему на каждый укус мяса добавьте по глотку пива и все, вечер удался… И завершение того вечера у нас именно УДАЛОСЬ.

Сборы в дорогу. Сколько можно вывозить из Чехии

Последний перед отъездом день мы оставили свободным и просто гуляли в свое удовольствие, закупались сувенирами и немного обновили гардероб. Ну а вечером уже занялись сбором чемоданов и распределением всех подарков в соответствии с нормами.

Норма по перевозке багажа в «Трансаэро» на одно место 20 кг, если у вас 1 чемодан на двоих, то допустимый вес увеличивается до 35 кг. За превышение придется раскошелиться на 11 евро за каждый лишний килограмм. Ручная кладь не должна превышать 5 кг. Что касается жидкости — в одном чемодане нельзя вывозить больше 3 литров.

Поэтому если закупаетесь пивом, вином, бехеровкой, сливовицей, абсентом – учитывайте этот факт. Никто особо не проверяет, но лучше не рисковать, чтобы избежать конфликтов. Кстати, сувенирные бочонки пива по 3-5 литров вообще нельзя брать в самолет ни в багаж, ни в ручную кладь. Видимо из-за риска, что они могут лопнуть при смене давлений во время полета.

И снова страсти – здрасьте!

Утром следующего дня мы спокойно собрались и заранее (минут за 15) спустились на ресепшн, чтобы сдать ключи и уже в холле отеля ждать трансфер. Оказалось, что автобус уже приехал, но сопровождающая девушка даже не удосужилась зайти в отель. Сам автобус опознать тоже было непросто.

Он никак не был брендован, только под лобовым стеклом стояла табличка размером чуть больше ладони с названием принимающей компании. Хорошо, что в этом месте и в это время был всего один такой транспорт. И наш случай был не единственным. На всем пути следования и сбора попутчиков сопровождающая просто звонила в отели, говорила администраторам, что мы едем и все.

В нашем случае автобус стоял через узкую дорогу от входа в гостиницу, и мы его быстро заметили, а вот некоторым туристам пришлось искать его и «за углом», и «у соседнего отеля». В общем, организация трансфера тоже оставила неприятный осадок.

До аэропорта мы добрались нормально и без проблем. Неприятности приключились уже в самом аэровокзале. У нас опять задержали самолет. Сказали, что он даже не вылетел из Домодедово. Причем погода и в Москве и в Пардубице была хорошей, и что стало причиной задержки доподлинно не известно.

По одной версии машину меняли на другую, и экипаж ее принимал; по другой – этот же борт просто не успел вернуться из другого рейса. В конечном счете, с задержкой примерно в 3,5-4 часа мы все же прошли регистрацию, погрузились в самолет и уже без эксцессов добрались до Москвы.

Из-за этой задержки мы пропустили возможные электрички на Калугу, и нам пришлось брать такси или, как альтернатива, мы могли заночевать в зале аэропорта. Но если в нашем случае выбор зависел только от нашего кошелька и желаний, то некоторые пассажиры этого рейса рисковали попасть впросак с пересадками: например, у одной из девушек уже были куплены билеты на поезд дальнего следования.

Скорее всего, она успела, но нервы себе потрепала точно. Поэтому моя рекомендация – если есть возможность, лучше не брать такие «перекрестные» билеты заранее или же покупать их с максимальным запасом.

Неожиданная глава – общественный транспорт в Праге

И совсем уже напоследок пару слов о том, чем мы в Праге так и не воспользовались – об общественном транспорте. Ввиду того, что мы жили почти в центре, везде добирались пешком. Поэтому ни в метро, ни на трамваях не покатались. Но сказать о них все же стоит. Метро и трамвай – пожалуй, главные виды общественного транспорта. Ходят они строго по расписанию и с довольно небольшим интервалом.

Билеты на общественный транспорт продаются разных видов и отличаются в основном продолжительностью поездки. То есть один билет может быть и для трамвая, и для метро, и для автобуса, но действует он в течение получаса или другого временного отрезка (зависит от вида билета).

Зашли в трамвай, прокомпостировали квиток и с этой минуты у Вас, допустим, полчаса на поездки. Вы можете пересаживаться, менять маршруты, виды транспорта, но только в пределах этого временного отрезка. За нарушение билетного режима штрафы могут быть весьма серьезными. Например, наши друзья, которые летали в Прагу немногим раньше нас, попали на штраф в 800 крон с человека. Так что внимательно проверяйте, какой билет покупаете и следите за временем его действия.

На этом вроде бы все, о чем можно рассказать по следам такой небольшой поездки. Добавлю лишь, что одного раза для Чехии действительно мало, и мы туда планируем вернуться уже в ближайший отпуск.